ГОТОВИМСЯ К ВОСТОЧНОМУ НОВОМУ ГОДУ

Приготовления к Восточному Лунному Новому Году

Приготовления к Новому Году начинаются за одну-две недели, после полнолуния последнего месяца года. До наступления Нового Года, обычай предписывал расплатиться с долгами или взыскать причитающееся с должников.

Все дела уходящего года должны быть завершены.

Проводы Бога Домашнего Очага

Цзао Ван. Бог Очага. Можно распечатать его изображение  и использовать в ритуалах:)

Цзао Ван. Бог Очага. Можно распечатать его изображение и использовать в ритуалах:)

Один из главных ритуалов подготовки к Новому Году – это проводы Бога домашнего очага – Цзао-вана. Считается, что Цзао-ван – посланец небесного Покровителя судеб и что Цзао-ван докладывает на Небо обо всём хорошем и плохом, что происходит в доме за год.

Цзао-ван обитает в нише стены за очагом, а в современных домах над плитой. Здесь хранится его отпечатанный на бумаге портрет. Над портретом начертан титул бога: «Повелитель судеб из Восточной Кухни». А справа и слева пожелания: «Поднявшись на Небо, говори о хороших делах», «Вернувшись из Дворца, ниспошли удачу и счастье».

Как ни странно, Цзао-ван  слыл в народе неграмотным, и поэтому запрещалось жечь в его присутствии исписанную бумагу, ибо он мог по ошибке доставить её Небесному Владыке.

Поклонение Богу домашнего очага по традиции было прерогативой мужчин. В Северном Китае правило это соблюдалось настолько строго, что при отсутствии мужчины в доме для предновогодних проводов Бога приглашали мужского родственника, жившего по соседству.

В день проводов Бога домашнего очага, за несколько часов до его отбытия следует зажечь свечи и благовония, сделать жертвенные подношения, в основном, это сладкие блюда: конфеты, засахаренные фрукты. Кроме того Цзао-ван преподносят рыбу, мясо, вино.

Раньше, обязательной принадлежностью обряда было новогоднее пирожное няньгао, которое символизировало слитки серебра, которые были в денежном обращении в период правления династии Цин (1644 – 1911). Сейчас его заменили на шоколадки в виде монет и купюр.

На Севере Китая не забывают и о лошади Бога: ей ставят блюдце с водой и мелко нарезанное сено, рядом кладут красный шнурок – узду для Небесной Лошади.

Дабы Цзао-ван по прибытию в Небесные чертоги говорил бы только хорошее о своих подопечных, на уста Бога льют мёд, считается, что губы у него слипнутся, и он не сможет поведать обо всём увиденном. Нередко с этой же целью на его портрет брызгали вино, чтобы подпоить божественного покровителя:)

В благоприятный час для проводов домочадцы собираются на кухне, у очага, трижды кланяются Цзао-вану, глава семьи (старший мужчина в семье) произносит молитву: «Говори, побольше хорошего и поменьше плохого». Затем алтарь Цзао-вана торжественно выносят во двор, следя за тем, чтобы Бог всегда был обращён лицом к Югу, как подобает правителю. Там изображение Бога сжигают под оглушительные разрывы хлопушек. Одновременно на крышу кухни бросают горошины и бобы, что имитирует удаляющийся стук копыт лошади.

Если же  вы живёте в городе и не желаете привлекать к себе излишнее внимание, есть вариант «квартирных» проводов. После поклонов и молитвы, пронести алтарь по квартире, что бы лик был обращен на юг и после этого портрет Бога Очага сжигают. Торжественно открывается форточка, в небо запускается фейерверк, чтобы он осветил Цзао-вану путь в Небесный Дворец, пепел развеивается по воздуху, фасоль и горох кидаете в форточку, но так, чтобы они стучали о карниз подоконника. Обычно, сразу же после сжигания изображения Цзао-вана, в начале церемонии, мы зажигаем бенгальские огни, как нам кажется, это поможет нашему Покровителю найти дорогу обратно, в новом году.

После проводов Цзао-вана делали генеральную уборку дома. С этой целью единственный раз в году сдвигается тяжёлая мебель и выметается весь накопившийся в помещениях сор, усердно протирают стены и окна, моют утварь, чистят очаг и т.д. Смысл такой традиционной уборки был в освобождении от вредоносных влияний уходящего года.

Если за неделю-две до восточного Нового года  не  успевали проводить Бога домашнего очага в срок, чтобы не нарушать торжественности ритуала, тогда прощались с Цзао-ванем уже после завершения генеральной уборки (в надежде, что он доложит, как его подопечные усердно готовились к Новому Году, а может быть и на то, что Цзао-ван хоть раз в году увидит убранным дом и ему будет о чём доложить на Небеса).

Новогоднее Убранство Дома

После проводов Цзао-вана, после завершения генеральной уборки, наступает время праздничного украшения дома. С этой целью делаются новогодние надписи, с пожеланиями удачи и счастья в Новом Году, обычно на красной бумаге, а в домах, где соблюдается траур – на голубой или белой.

Традиционные новогодние надписи: «Да придёт счастье, да народится богатство», «Среди четырёх сезонов Неба весна – голова», «Пусть пребудут в доме пять видов счастья: долголетие, счастье, плодовитость, почёт, богатство».

Счастье

Счастье

Можно и самим составить надписи и начертать семейный девиз для наступающего года. Благожелательными надписями украшали вход в дом, комнаты или любое приглянувшееся место внутри дома или во дворе. Помимо надписей у входа в дом вешали различные талисманы. Самым популярным новогодним оберегом было изображение иероглифа  «счастье» (Фу). Иногда картинку с иероглифом «счастье» вешали перевёрнутой вверх ногами. Дело в том, что по-китайски: «счастье перевернулось» —  звучит как: «счастье прибыло». Древняя легенда связывает обычай, вешать на дверях или воротах иероглиф «счастье» с императором Чжу Юаньчжаном.

Однажды под Новый Год он прогуливался по улицам Нанкина и заметил на некоторых домах картинки с изображением босоногой женщины. Император усмотрел в таких картинках оскорбительный намёк на его жену, у которой были большие ноги как у простой крестьянки. Тогда он приказал нарисовать иероглиф «счастье» на воротах тех домов, где не вывесили крамольной картинки, а потом перебить обитателей  тех домов, на которых не было опознавательного знака. Подданные мстительного правителя крепко запомнили его  жестокий урок, с тех пор знак «счастье» стал самым популярным в Китае Новогодним символом. У входа в дом также было принято вывешивать декоративные деньги, руководствуясь идеей, что вещи одного рода тянутся друг к другу, чаще всего это были куски жёлтой или красной бумаги с цветочным узором, «счастливыми» иероглифами или именами божеств.

Чжун Куй. Защищает дом от злых духов и наговоров.

Чжун Куй. Защищает дом от злых духов и наговоров.

 

 

 

Свечи, масленые фонари, благовония и живые цветы также являются неотъемлемыми атрибутами украшения дома, впрочем, как и картинки с изображением Божеств.

Важной деталью украшения дома была картинка или статуя Бога Чжун Куйя. Он защищает от злых духов и демонов.

 

 

 

Самая важная часть — Новогодние  Угощения

Еда готовилась впрок,  и еды готовилось много. Дело в том, что в первые дни нового года запрещается пользоваться ножами и другими острыми предметами, чтобы не «отрезать» счастье будущего года.

Праздничное угощение имело особый смысл, каждое блюдо имело значение.

Пельмени  – пожелание счастливого потомства и материального преуспевания.

Лапша– символ долгой жизни.

Различные мучные изделия круглой формы  – символ достатка.

Блюда с рыбой– символ достатка.

Яйца – символ удачи.

Фасоль – оберег от нечисти.

Апельсины, мандарины, хурма (красные, оранжевые фрукты) – символ счастья.

Рис – символ богатства и процветания. (Рис всегда был обязательной частью подношений Богам).

Канун Нового Года

Этот день подведения итогов уходящего года. В конце дня составляется докладная записка на Небо. Традиция велит  начать со слов благодарности Богам за всё хорошее, что было в году. И только после этого можно обратиться с просьбами о помощи в делах грядущего года. Докладная записка вкладывается в конверт, на котором пишется адрес: «Старцам Неба и Земли».  Она должна быть отправлена на Небо, сожжена сразу же после наступления новолуния.

Другая важная традиция – это сооружение «Алтаря Предков». Его возводят заранее в комнате, где будет проходить праздник. На специальный столик выставляются портреты и фотографии, умерших предков или листы бумаги синего (белого) цвета с их именами. Зажигают свечи и ароматические палочки.

Вся еда, прежде чем ставится на праздничный стол, «предлагается» предкам.

Гости собираются в канун Нового Года. С приходом последнего гостя открываются все двери, форточки, и совершается обряд изгнания нечисти (этот ритуал позаимствовали из Тибетской традиции). Все гости с криками, звеня колокольчиками, издавая страшные звуки музыкальными инструментами (иногда, в ход идут и крышки кастрюль) обходят каждую комнату дома. Нечисть пугается и убегает в открытые двери и окна. Тут же  все двери и окна закрываются, входная дверь или ворота заклеиваются полосками красной бумаги крест на крест, чтобы не выпустить счастье Нового года и уберечь дом от злых духов. Теперь, вы никому уже не можете открывать дверь до надлежащего срока. Кто бы ни просил вас открыть дверь, знайте, это злой дух обернулся знакомым вам человеком.

 

Добавить комментарий